Шаман

Шаман - тувинское и общее для всех тюрков слово "хам" означает мужчину или женщину с особыми способностями к общению с духами, божествами, изменению природных процессов и лечению людей и животных.

Свою древнюю веру тувинцы именовали, конечно же, не «шаманизмом» (это европейский термин), а каран чудулге – «чёрная вера» (в отличие от привнесённого с XVII в. в Туву ламаизма, который стали называть «жёлтой верой»).

Центральная фигура «чёрной веры», шаманизма, как системы мироощущения и проживания жизни, несомненно - шаман, хотя общение с духами – эе, эези и ээренами - доступно вообще всем людям и всем живым существам!

Многие ритуалы человек традиционного общества производит сам, но шаман всё же выделяется среди других особыми способностями - занимается обнаружением причин болезни и лечением людей, отвращением несчастий, предсказанием будущего, обеспечением удачного промысла, нахождением пропаж и сопровождением души умершего в загробный мир во время погребального обряда.

Шамана избирают не люди - им может стать только тот человек, которого избрали для этой деятельности сами духи. Они долго испытывают его, вызывая особое состояние так называемой "шаманской болезни", проявляющейся в непроизвольных помрачениях сознания, наплывах галлюцинаций, состояниях экстаза или страха и психосоматических заболеваниях неясного генезиса.

В результате посвящения-инициации, произведённой духами, человек становится шаманом. Он продолжает жить обычной жизнью, но имеет возможность возвращаться к своему духовному опыту, открывающему безграничные возможности, неизвестные простому человеку. С помощью традиции своего народа он закрепляет навыки вхождения в «изменённые состояния сознания» и начинает жизнь, предназначенную на служение людям.

Согласно современному учёному В.Н. Басилову («Избранники духов», М. 1984), личность шамана имеет такие особенности:

1) он может выполнять свои функции только при помощи духов (то есть зависит от них), которые хотя и помогают, но ему не принадлежат;

2) шаман не относится к числу обычных людей, поскольку "умер и родился вновь", то есть был пересотворён в результате инициации;

3) при помощи духов-помощников он может посещать другие миры;

4) для общения с духами и путешествия по мирам ему необходим экстаз – камлание.


Особенную роль у шаманов Евразии, в частности и Тувы, играет украшенный космогоническими рисунками бубен - дунгур, используемый при камланиях как ездовое животное, шапка, специальный костюм и посох, увешанные ритуальными атрибутами, свидетельствующими о принадлежности их хозяина к мирам Вселенной.

В наиболее архаическом виде костюм шамана воспроизводит облик животного - его духа-покровителя.

По переписи 1931 г. в Туве было более 700 шаманов, в ходе «культурной революции» советская власть боролась с ними и физическими репрессиями, и разрушением оваа (алтарей из камней), и пропагандой атеизма. Однако, нелегально или полулегально шаманы всё же существовали.

Один из них, Соян Шончур исцелил на озере Тере-Холь заболевшего болезнью Бехтерева атеиста-этнографа Севьяна Израилевича Вайнштейна, который стал рассказывать об этом лишь после Перестройки. Волею судеб именно он написал первую официальную аналитическую брошюру «Тувинское шаманство», М., «Наука», 1964 и более того – статью о шаманах для Большой Советской Энциклопедии.

С падением СССР и началом религиозного возрождения в 1990-ые гг. в Туве шаманы стали действовать открыто, их приглашают на ритуалы и для решения важных вопросов как рядовые тувинцы, так и политики и бизнесмены. В связи со своего рода «модой на шаманов», возникает проблема подлинности действий того или иного современного шамана, а некоторые наблюдатели даже говорят о «неошаманизме» как о псевдотрадиции. Ныне в Республике Тува зарегистрировано 9 религиозных организаций шаманов.
События