Шаманские верования

Шаманские верования - архаичная система миропонимания, свойственная людям всех континентов Земли с древнейших времён и сохраняющаяся преимущественно в устно-поэтической, фольклорной традиции.

Тува – одно из уникальнейших мест мира, где шаманские верования сохранились в первозданности. С введением буддизма (ламаизма) с XVII в. здесь возникла редкая практика религиозного синкретизма, позволившая сосуществовать навыкам шаманов и лам.

Сейчас официально зарегистрировано 9 юридических лиц – религиозных организаций шаманов. Правительство Республики Тува не оказывает этому процессу особого содействия, но многие современные политики-тувинцы, как и рядовые граждане, обращаются к шаманам для совершения целительских, очистительных и благословляющих ритуалов.

Шаманские верования являются самой древней формой религиозности вообще - и на территории современной Российской Федерации в том числе. Несмотря на это, шаманизм не включён в число официально признанных «традиционных религий Российской Федерации», куда входят православие, ислам, иудаизм и буддизм. Им государственные чиновники теперь оказывают большее внимание.


В Российской Федерации к шаманским верованиям активно возвращаются ныне многие народы Сибири и частично – Поволжья. В соседней с Тувой Республике Алтай действует обновлённая версия шаманских верований – бурханизм. В Хакасии шаманские верования получили общественный статус как тенгрианство, а головной организацией стала абаканская община «Хан-Тигир».

Этнографы и религиоведы изучают сходство между шаманскими верованиями тувинцев и народов Северной и Южной Америки, Австралии и Океании, традиционной Африки.

Возрождающееся в России ведовство, волхвование или родноверие (именуемое в православных текстах «славянским язычеством») также обращено к общим истокам шаманских верований.

Новым явлением в конце XX в. стало освоение профессиональными психологами и медиками шаманских практик «изменённых состояний сознания» и лечения, а также готовность части шаманов к сотрудничеству с учёными.

В Туве не только сами тувинцы вспомнили о семейных традициях передачи шаманских навыков, но впервые появились ученики шаманов из среды русских, в том числе дипломированных психологов. Уже регулярно проводятся международные научные симпозиумы в Кызыле, посвящённые тувинским шаманским верованиям. Одним из инициаторов этого движения выступил финский этнограф Хеймо Лаппалайнен (прах которого был развеян, согласно его завещанию, со священной тувинской горы Хайыракан).

Экстравагантной и яркой фигурой возрождающегося шаманства стал воспитанник Ленинградского университета, ученик профессора-филолога Жирмунского – Монгуш Кенин-Лопсан. Он принадлежит к первому поколению тувинцев, которому советские власти постарались не только дать высшее образование, но и привить материалистическое, атеистическое мировоззрение. Он стал одним из первых в Туве советских писателей и филологов, защитил докторскую диссертацию – но как только началась Перестройка, стал публиковать собранные им втайне тексты шаманских алгышей, преданий и сокровенно-эротическую лирику ритуала ойтулаш. Он учредил в Кызыле религиозное общество «Дунгур» (дунгур – ритуальный бубен шамана), пишет и публикует книги и статьи во имя возвращения к традиционным шаманским верованиям и этикету, получил звание Почётного доктора Нью-йоркской Академии Наук и – от американского Фонда шаманских исследований – экзотическое звание «Живое сокровище шаманизма».

Как в целом современным языком можно описать шаманские верования вообще и тувинские в частности? Ведь они существуют тысячелетия, но не зафиксированы в привычных для европейцев нашего времени текстах «священных писаний» и не имеют социальных институтов наподобие «церкви», «сангхи», «общины» и т. п.?

Центральная фигура шаманских верований - шаман, осуществляющий посредничество, связи между людьми и духами. В его распоряжении находится особая категория духов-помощников, именуемых часто в алгышах его «силой», «свитой» или «войском». Нередко духи-помощники выступают в образе птиц, рыб или наземных животных - символов различных сфер мироздания.

Шаманским космологиям свойственно трёхчленное деление мироздания на Верхний, Средний и Нижний миры, каждый из которых, в свою очередь, членится на несколько ярусов или слоёв. Эти миры соединены друг с другом Мировым Древом или Космической Рекой: её исток (южная сторона) соответствует Верхнему миру, а устье - Нижнему, находящемуся на севере.
Отчётливо отождествление положительного, светлого начала с верхом, Небом и югом, а отрицательного, тёмного - с низом, миром мёртвых и севером (или западом). Верхний мир населяется добрыми духами (часто во главе с верховным Божеством), Нижний, подземный мир - вредоносными духами и душами покойников, Средний мир - людьми и многочисленными духами-хозяевами (например, тюркскими эе, иччи).


Инициации описываются или как избранничество неофита духами, которые преследуют его своими притязаниями сексуального характера, или как пребывание души будущего шамана в мире предков, на особом Шаманском Дереве, в Колыбели, Гнезде и т. д. Соответственно шаманское посвящение может разворачиваться как история заключения брака с избравшим духом, становящимся после этого главным духом - помощником шамана (возможно, именно с этой версией связаны представления о шаманах превращённого – двойного - пола, существовавшие у палеоазиатов, эскимосов и у ряда индейских племён Северной Америки), или как выращивание, выкармливание шаманской души - птенца духами-предками, или как расчленение и пересотворение тела неофита: варка в котлах, выковывание в кузнице, зашивание под кожу кристаллов, магических камней, змей и т. д., нахождение особой «шаманской кости» и пр.



Наиболее распространённое занятие шаманов - врачевание. В некоторых регионах в круг его ритуальных обязанностей входило также добывание у духов - хозяев душ промысловых животных, скота или младенцев для бездетных супругов, удачи для охотника, усмирение непогоды, гадания, проводы души умершего в селение мертвецов, изгнание проникших к людям, поселившихся в доме злых духов, наделение жизненной силой амулетов, промыслового инвентаря, оружия и т. д.

Каким образом шаман достигает своих целей и, в частности, результатов в лечении?

Во время экстаза - камлания шаман или его духи-помощники совершают путешествие в мир духов, при этом он призывает то одного, то другого из своих духов-помощников, вступает в поединки с духами болезней, уговаривает и заклинает духов-хозяев удовлетворить просьбы, пророчествует от имени духов и, получив искомый объект (душу больного, жизненную силу новорожденного, охотничью удачу и т. д.), передаёт его просителям.
События